Lada 4х4 Urban: новые бамперы, старые проблемы
Нужны ли внедорожнику пластиковые бамперы? Пока «нивоводы» отрицательно качали головами, АвтоВАЗ занялся выпуском «городской» Lada 4х4, получившей приставку Urban
Знаете, сколько времени было отпущено внедорожнику ВАЗ-2121? До 2006 года. Незадолго до 30-летия легендарная «Нива» должна была отправиться на покой. Но не отправилась — спрос не падал. В 2009 году машина пережила весьма глубокое техническое обновление. Все думали, что последнее. Так нет! К 35-летию внедорожник, теперь скрывающийся за непроизносимым названием «Четыре на четыре» (поскольку права на название Niva лихо перехватили американцы из GM), снова прошёл курс омоложения.
Это омоложение — результат маленькой победоносной войны нового вазовского президента, шведа по происхождению, Бу Андерссона. Именно он предложил быстро создать «городскую версию» «старой Нивы» по простому рецепту: лёгкая коррекция внешности, имплантация современных опций и... отказ от «понижайки». Так появилась Lada 4x4 Urban, производством которой занялась придворная компания ВИС-Авто. (Хотя сейчас выпуск переносят на основной конвейер).
И вроде ничего хитрого, но машина — нарасхват! Мы несколько месяцев пытались раздобыть «Урбан» для теста. А когда раздобыли... Были совершенно разочарованы, хоть нам и не пришлось вызвать эвакуатор в Гатчине дешево. Это самая обычная «старая Нива»! Только обвешенная пластиком и оснащённая кондиционером. Даже понижающая передача осталась. А потому неудивительно, что новую версию выбирают старые поклонники модели, хотя швед планировал отбить часть клиентов... у Chevrolet Niva и Renault Duster.
Какой «Дастер»? Какая «Шнива»? Да, снаружи Lada 4x4 Urban смотрится классно — этакий ностальгический ретро-стиль. Но внутри — уже ностальгия со слезами на глазах. Двери захлопываются со знакомым жигулёвским клацаньем, из центрального тоннеля торчат рычаги управления трансмиссией, а микроклимат регулируется древней системой из трёх ползунков, возле которых примостился «тумблер» включения кондиционера. И выглядит всё это донельзя убого...
Из следов «урбанизации» нами замечены более компактная и удобная баранка, а также накладка на центральном тоннеле, на которой разместились пара подстаканников и кнопки управления стеклоподъёмниками и зеркалами. Обещанные «новые кресла» (между прочим, с подогревом) на поверку оказались переобшитыми старыми «восьмёрочными» — их выдаёт арматура каркаса, которая настойчиво давит на спину. Хотя благодаря другой набивке сидения стали комфортнее.
Но все эти рассуждения меркнут, когда машина попадает на оперативный простор. Именно бездорожье — родная стихия для городского «Урбана». Убогий салон? Жуткие вибрации? Зато идеальная геометрия и честный полный привод. Разойдись, кроссоверы-пузотёрки, настоящий внедорожник едет! Пускай и с пластиковыми бамперами. А если подрубить понижающую передачу, то можно даже забыть, что под коротким капотом упрятан рахитичный 1,7-литровый двигатель, поскольку тяги хватает всегда и везде.
Все эти недостатки должны были быть устранены во время модернизации 2009 года. Но тогда вазовское начальство выделило лишь 150 млн рублей (чтобы из «десятки» сделать «Приору», вазовцы расщедрились тоже на 150 млн, но евро), а потому инженерам пришлось тщательно расставлять приоритеты. И таким приоритетом стала подвеска. Так появились поворотные кулаки и нижние рычаги от Chevrolet Niva, другие буферы отбоя и сжатия и длинноходные амортизаторы...
В общем, несмотря на приставку Urban, Lada 4x4 продолжает оставаться гостем из прошлого. Крохотный багажник, пригодные только для детей задние места, отсталость большинства технических решений (вроде червячного рулевого механизма)... И совершенно непотребное качество деталей, а также крайне низкий уровень пассивной безопасности. Нужно понимать: одним только «дизайном от Стива Маттина» сделать из «старой Нивы» современный автомобиль невозможно.
Пора на покой? Отнюдь. В 2016 году состоится обновление интерьера, в рамках которого стоит ждать и новую климатическую установку. Параллельно АвтоВАЗ выясняет, что ещё нужно нивоводам. Официально же Lada 4x4, которой могут вернуть название «Нива» (так как GM принадлежит только название латиницей — Niva), будет выпускаться до 2018-го. Но всем понятно, что старушка 1977 рождения проживёт, как минимум, ближайшие четыре года — до дебюта «Нивы-3».
Интересно, что уже готова более мощная (93 л.с. и 150 Н·м) 1,8-литровая версия внедорожника, параллельно получившая электропривод управления «раздаткой». Такую модификацию компании «Супер-авто», известной своими 1,8-литровыми «Приорами», поручил создать Ален Дибуан, ныне отвечающий за судьбу модели. По нашей информации, французу Lada 4x4 1.8 очень понравилась, поэтому «супер-автовцы» уверены: такая машина дойдёт до конвейера.
«НИВА» И ПЛАСТИКОВЫЕ БАМПЕРЫ
Нужны ли «Ниве» пластиковые бамперы? «Нормальному ниваводу бамперы нужны, чтобы... на них вставать, — считает Александр Костянов, организатор "Нивафеста”, слёта владельцев автомобилей "Нива”. — Когда окончательно застрянешь, "штурман” встаёт на бампер, начинает раскачивать машину, и так выбираемся из западни». Кстати, в свое время американские боссы настаивали, чтобы Chevrolet Niva следующего поколения стала кроссовером на платформе Chevrolet Trax, но...КОНКУРЕНТЫ
Самая простая Lada 4x4 сейчас предлагается за 405 тысяч рублей, тогда как Urban — за 448 тысяч. Конкуренты? В сегменте машин «до полумиллиона» ничего другого из полноприводных машин купить нельзя. Разве что базовый UAZ Hunter, который стоит аккурат 499 тысяч. А вот Chevrolet Niva это минимум 509 тысяч. К «Патриоту» вообще не подступиться — от 669 тысяч, а максимально «упакованная» версия — немыслимые 900 тысяч.Алексей Кованов
Фото Павла Мурашко и Ольги-Анны Канашиц