Установка и регистрация ГБО в 2021 году
Как мы сообщали ранее в 2020 году в России были увеличены субсидии за перевод транспортных средств на природный газ (метан). Однако, установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобили сейчас считается внесением изменения в конструкцию транспортного средства, что требует трудоёмкого, длительного и дорогого оформления такого переоборудования:
нужно обратиться в уполномоченную организацию (лабораторию) для получения заключения предварительной технической экспертизы о том, что конструкция автомобиля позволяет провести доработку без ухудшения безопасности;
пойти и узнать какая на ГБО регистрация в ГИБДД цена, получить разрешение на внесение изменений в конструкцию;
установить на автомобиль ГБО в сертифицированном центре;
после доработки автомобиля обратиться в лабораторию для получения протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений;
приехать в ГИБДД и предоставить на проверку весь пакет документов и сам доработанный автомобиль (в случае установки ГБО дополнительно нужно предоставить декларацию производителя работ по установке на транспортное средство оборудования для питания двигателя газообразным топливом);
получить в ГИБДД свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Эти сложности, помимо стоимости непосредственно самого переоборудования и отсутствия развитой сети газовых заправок, отпугивают автовладельцев и тормозят программу перевода бензиновых и дизельных автомобилей на газ.
Если же не оформить ГБО в установленном порядке, водителю грозит штраф 500 рублей и запрет эксплуатации по статье 12.5 КоАП РФ.
УПРОЩЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЯ ГБО С 1 ИЮНЯ 2021
В связи с этим, Минпромторг России подготовил проект Постановления Правительства, которое должно упростить процедуру оформления ГБО. Как говорится в тексте документа, предлагается создать реестр типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо.
Что такое типовое решение по переводу на газ?
Типовое решение представляет собой набор оборудования для питания двигателя газообразным топливом, в состав которого входят:
баллон газовый;
вспомогательное оборудование баллона;
газоредуцирующая аппаратура;
теплообменные устройства;
газосмесительные устройства;
газодозирующие устройства;
электромагнитные клапаны;
расходно-наполнительное и контрольно-измерительное оборудование;
фильтр газовый;
гибкие шланги;
топливопроводы;
электронные блоки управления.
Для включения в реестр каждое типовое решение должно будет пройти оценку соответствия требованиям Правил ООН № 115 и ТР ТС 018/2011 для типа транспортного средства.
При установке на транспортное средство такого типового решения, включенного в реестр, выполнение указанных выше требований по регистрации изменений в конструкции не потребуется.
Какая информация должна быть в реестре?
Каждое типовое решение, внесённое в реестр, должно включать следующую информацию:
а) порядковый номер реестровой записи;
б) дата формирования реестровой записи;
в) торговое наименование или товарный знак типового решения;
г) состав типового решения (перечень оборудования);
д) информация о заявителе:
е) информация об изготовителе типового решения:
ж) применимость типового решения по маркам, типам транспортных средств и их двигателям внутреннего сгорания;
з) реквизиты сертификата соответствия требованиям Правила ООН № 115 и ТР ТС 018/2011;
и) информация об авторизованных изготовителем типового решения установщиках типовых решений на транспортные средства.
Типовые решения будут только для перевода на метан?
Несмотря на то, что основной акцент сделан на продвижении метана как моторного топлива, данные типовые решения могут быть созданы как для перевода на метан (компримированный природный газ – КПГ), так и на более популярный в нашей стране пропан-бутан (сжиженный нефтяной газ – СНГ).
ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
При этом, предусмотрена программа поддержки для российских производителей. Так, если автопроизводитель имеет не менее двух типовых решений переоборудования транспортных средств под использование газобаллонного оборудования, то он может рассчитывать на субсидии от государства.
КОГДА ИЗМЕНЕНИЯ ВСТУПЯТ В СИЛУ?
В данный момент проект документа размещён на портале проектов нормативно-правовых актов, его общественное обсуждение продлится до 26 марта 2021 года. В случае утверждения, указанный реестр типовых решений должен заработать уже с 1 июня 2021 года. Он будет размещён на сайте Минпромторга РФ и будет доступен для всех желающих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вступление в силу данных поправок позволит переложить процедуру сертификации и оформления с плеч автолюбителей на плечи автопроизводителей и изготовителей газобаллонного оборудования. К примеру, заводу-изготовителю достаточно будет один раз сертифицировать типовое решение для установки ГБО, к примеру, на Ладу Весту. В дальнейшем, все владельцы автомобилей Лада Веста смогут выбрать данное типовое решение и установить полный комплект ГБО у авторизованного установщика – ничего дополнительно оформлять, регистрировать или сертифицировать не придётся. Это избавит от возможных проблем со стороны ГИБДД, а также позволит сохранить заводскую гарантию на автомобиль.