Lada 4x4 Urban - Нива Урбан



Сказка о Ниве: надежда подтверждается!

Раздел: Статьи      Дата публикации: 29-06-2015, 16:29

Итак, Исполнительный вице-президент АвтоВАЗа по исследованиям и разработкам Харальд Грюбель пригласил приехать группу участников форума. Вместе со мной поехали (на фото слева направо) Михаил Литвишко (МИХ), Александр Борисевич (bor_n) Алексей (NivaHot). Крайний справа - ваш покорный слуга.

Участники поездки

Ради такой поездки я даже форумную майку надел, выпушенную в 2007 году к 30-летию Нивы:

Форумная майка

Вылетели мы вечером 15 июня из Москвы в Самару - аэропорт Курумоч. Я туда летел уже третий раз - дважды весной 2014 года, - и меня очень удивило, что выход из самолета был через "гармошку"... Не было год назад никаких "гармошек"! Был небольшой двухэтажный аэропорт... А здесь и внутри аэропорта все иное... Но, раз нас встречает человек с табличкой "AVTOVAZ TOGLIATTI", значит все-таки прилетели туда, куда нужно:-) Оказалось, что в начале 2015 года открыто новое здание - и Курумоч стал международным аэропортом: в Самаре будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Аэропорт Курумоч

Наш приезд организовывал протокольный отдел завода. Прием был, надо сказать, по высшему разряду. Встретили на микроавтобусе, привезли в хорошую гостиницу - четыре одноместных номера, вечером 16-го отвезли обратно в Курумоч. Днем был устроен отличный банкет для участников совещания в ресторане на самом верху главного здания завода:

Банкет

И пропуска нам были выданы, как иностранным специалистам :-) 

Пропуск

С утра нас привезли в "шоколадку". Раньше она называлась НТЦ - Научно-технический центр (да и сейчас называют так же). Но он теперь именуется Центр по исследованиям, разработкам и закупкам:

Шоколадка

Там нас встретил Константин Котляров, которому вице-президент Грюбель поручил организовать нашу поездку:

Константин Котляров

Совещание проходило в зале, именуемом "Комнатой качества" и началось с выступления г-на Грюбеля:

Харальд Грюбель

Говорил по-английски, с переводчиком. Главное: нынешняя Нива будет выпускаться до тех пор, пока на нее будет спрос, и с началом выпуска новой Нивы (сейчас на заводе она имеет рабочее название Lada 4x4 NG - New Generation - Новое Поколение) будет продолжен. Завод приложит максимум усилий для реализации наших предложений, и сотрудничество ВАЗа с форумом должно продолжаться. Грюбель предложил участникам совещания составить список "Топ-10" - самых важных наших предложений.

Далее выступали мы. В своем 15-минутном докладе я обрисовал ситуацию о начатой в прошлом году и безрезультатно завершившейся модернизацией Нивы, выразил радость, что она возобновляется, и надежду, что теперь она дойдет до логического завершения, предложил возможные варианты организации дальнейшего сотрудничества форума и заводчан.

ALER

Затем выступил МИХ, который несколько лет работал мастером в одном из дилерских центров АвтоВАЗа, а позже руководил дилерским центром китайских машин. Он привел примеры нескольких неудачных компоновочных решений, сильно усложняющих обслуживание и ремонт Нивы - конструкторы должны уделять особое внимание и исключать подобные накладки. Кроме того, он описал проблемы, возникающие из-за отсутствия у владельцев Нивы информации об изменениях конструкции: сейчас она доводится только до сервисных центров, а должна размещаться в Интернете и быть доступна всем владельцам машин - это как минимум. А еще лучше, чтобы было повторено то, что сделано у иностранных автопроизводителей: по номеру VIN можно было однозначно определить, в каком исполнении нужна запчасть.

МИХ

Третий доклад - сопоставление Нивы с другими моделями машин разных производителей - сделал bor_n.

Передам слово другому участнику поездки - МИХ подробно рассказал об этом в форуме.

"После торжественной части началось наиболее интересное: конструкторы Нивы показывали на экспериментальной (подопытной :-)) машине, что уже сделано и что планируется сделать. Расскажу об этом примерно в таком же порядке.

У экспериментальных Нив

Новый стеклоочиститель (мотор, трапеция, щетки) готов, но его внедрение целесообразно вместе с модернизацией электрики, в частности, с другим подрулевым переключателем, потому что существующий не позволяет реализовать все режимы нового. Ориентировочный срок внедрения 05.2016 года.

Переход на другие уплотнения стекол двери и окна боковины (без металлических молдингов и с более мягким уплотнением по низу опускаемого стекла) - срок 1-2 месяца. Про задние двери Крока, каюсь, не уточнил. Уплотнения лобового стекла и стекла двери задка - как их тут назвали "зубильного типа" - к декабрю 15 года.

Вообще, к началу 16 года запланировано изменение многого, и связано это с изменением стандартов по требованиям к автомобилям. В НТЦ это называют "модернизация по законам", и она сейчас в приоритете, иначе с 16 года машину с конвейера не выпустят. Сюда относится многое, в частности, катушки ремней безопасности. Как обещают, новые не будут греметь, а задние "переедут" со стоек вниз, в полость багажника.

Что именно относится к "законным" изменениям, а что к "качественным", пометил не везде, так что разделить не смогу, буду идти по хронологии показа новшеств.

Самое главное, на что мы упирали - коррозионная стойкость. Работы в этом направлении идут успешно (со слов главного инженера проекта Ивана Блинова). Сейчас проверяется новая технология нанесения грунта, результаты обнадеживают. Также разработаны наклейки на порог в местах наибольшего пескоструя, разрабатываются подкрылки, причем задние будут закрывать арку до заднего брызговика.

Низкая коррозионная стойкость машины вызвана объективной причиной: машина, единственная из продукции ВАЗа, делается из практически "черного" металла. Применить металл с добавками для стойкости к окислению не позволяют старые штампы кузова, не рассчитанные на его повышенную жесткость. Увы… Так что способ борьбы один: нанесение качественного грунта, внутренняя обработка (уже силами покупателей) и содержание ими же вентиляционных отверстий скрытых полостей в "продуваемом" состоянии. Кстати, заводчане очень были озадачены, когда мы им сообщили, что короб, который несет передние кронштейны нижних продольных штанг заднего моста, вообще не имеет вентиляции… Но узнали и обещали все проверить и сделать, что требуется.

Поехали дальше: В багажнике пара новшеств: боковые полочки усилены и уже применяются на новых конвейерных машинах. Замок багажника новый тоже применяется, но малый объем выпуска пока позволяет ставить его только на экспортные машины. Он сделан аналогично дверному замку 2108 и имеет 2 ступени защелкивания (двухходовой). На всех машинах и в запчастях замок появится в ближайшее время, как и новая внутренняя обшивка двери багажника. Крайний срок - конец 15 года.

Свет и розетка в багажнике запланированы, место для их размещения есть, но, видимо, это будет внедрено при общей модернизации электрики. Срок пока не назван.

Петли двери багажника уже ставятся новые с усиленными осями.

Из-за необходимости делать "законные" модернизации в первую очередь, сроки переноса генератора вверх, внедрения нерегулируемых ступичных подшипников и уже разработанного нового механизма привода сцепления (рабочий+главный+магистраль между ними) отодвинуты на следующий, 16-й год.

Внедрение новой обивки потолка, торпедо, панели приборов (С КОДАМИ ОШИБОК ЭБУ!), на которую можно установить видеорегистраторы Inspector, отзывы о которых вы можете найти в Интернете, отопителя - также после окончания модернизации "по закону".

Новые штампы для кузова Нивы, о которых так долго говорили, заказаны только для боковины и внутренних частей дверей. В них будут отверстия под кабель-каналы в двери и места установки электростеклоподъемников.

Также с применением нового отопителя в Ниву будет устанавливаться кондиционер (как опция, не поголовно) и в связи с этим будет пересмотрено расположение навесных агрегатов на двигателе. Генератор, наконец-то, переедет вверх, насос ГУР вниз (пусть купается, что ему будет). Будет ли это сделано на моторе 1,7 или уже на новом - не знаю, да и пока сам завод не знает. Про новый, планируемый, движок чуть ниже".

Больное место нынешней Нивы - текущий прямо на генератор антифриз. Вроде бы, поставили новые хомуты:

Хомут новый

Но, к сожалению, далеко не все:

Хомуты старые

Затем мы переехали в главный корпус - на самый верх, на 24-й этаж, на банкет в ресторан:

Главный корпус

По периметру ресторана застекленный балкон, с которого открываются отличные виды на завод и на весь Тольятти. Приведу несколько сделанных оттуда фотографий.

Трек

Трек - здесь прокатываются все изготовленные машины. Разные участки имеют разное покрытие, есть "ванна" для имитации брода. В темно-сером Т-образном здании вдали проводятся краш-тесты. А на следующем фото - корпус, где собирают Ниву:

Здесь собирают Нивы

Посмотрите выше фото "шоколадки" - оно тоже сделано с этого балкона.

Застольные беседы также были посвящены Ниве. Я сидел рядом с Ольгой Викторовной Кавтаскиной, начальником отдела по планированию продукта. Сразу после моего доклада она недовольно сказала, что обращалась в наш форум и ей совсем ничем не помогли. Выяснилось, что не все заводчане видят разницу между нивоводскими форумами. Она обращалась в так называемый Официальный Лада 4х4 клуб, а в нашем форуме ей бы непременно помогли! Мы всегда рады помочь, если к нам обращаются.

МИХ тоже говорил с Ольгой Викторовной. Опять даю ему слово: 

"Во время чтения наших докладов обратил внимание на симпатичную женщину, которая немного нервно отреагировала на ту часть текста АЛЕРа, в которым он прошелся по названию "Urban", а когда после моего посыла "Дайте машине имя собственное" она ответила, что это непросто, я понял, что именно она занимается вопросами имиджа машины (не знаю, как правильно называется это направление и какие еще задачи перед ней стоят). Перед обедом познакомились получше, разговорились об именах. С её слов имя Нива ни целиком, ни в русской транскрипции отжать у Шевроле не удается, она также согласна, что "Лада 4х4" - ни о чем, и что имя для Нивы-3 надо придумывать. Нынешнее "Нью Дженерейшн" - чисто рабочее название.

Я предложил на форуме организовать сбор предложений по названию, АЛЕР поддержал, она тоже не против, но волнуется по вопросам правообладания. Ну мы же не настолько меркантильны? Поможем, если попросят помощи!"

Опять МИХ о застольных разговорах:

"Еще при движении туда bor_nи Михаил Ледяев (конструктор) завели спор о том, какой способ повышения проходимости лучше применить к Ниве. К сожалению, заводской установки какого-либо самоблока в РЗМ мы, наверное, не увидим, и по этому поводу

bor_n предложил внедрить "электронную" блокировку колес, то есть подтормаживание буксующего или вывешенного колеса системой ESP по информации датчиков АБС (ESP на машине будет - оно относится к числу "законных" требований). К общему мнению вроде пришли, но будет ли это реализовано - вопрос… Надеемся, что будет. В крайнем случае программисты смогут написать какую-нибудь прошивку ЭБУ, благо все железо для реализации этой идеи уже будет на месте.

В общем, обед тоже не прошел в пустую. Говорили, например, не будет ли новая Нива и Нива классическая переманивать клиентов друг у друга, выпускаясь параллельно. Какие у них целевые аудитории, и т. п. Наталия Воробьева (Директор проекта) интересовалась, какие опции в машине могут пригодиться для узкоспециализированных групп, например рыбаков-охотников и т. п. В форуме уже создан соответствующий опрос".

Так получилось, что после этого мы разделились. Моих спутников Михаил Ледяев покатал на Ниве без вибраций. Вот, как об этом рассказывает МИХ:

"Мы даже покатались на машине без шумов и вибраций (5500 оборотов движка на II передаче - а в машине мы говорим не повышая голоса! А когда я просил её помучить, трогаясь со 2 и 3 передачи, то вибраций не было вообще! Фантастика, я таких Нив не видел ни разу! И это пойдет в серию! Реализовано, кстати, с применением деталей от 2123 и пары-тройки оригинальных штампованных железяк. Как именно, обещал не рассказывать. Но - ФАНТАСТИКА! После того, как пойдет в серию и гриф секретности будет снят, переделка машины в сервисе займет максимум 1 день!!!"

Я тоже потом покатался на этой Ниве с Михаилом Ледяевым и водителем-испытателем Владиславом. Это действительно что-то! Даже немного порулил на ней, понажимал кнопки, которые управляют блокировкой раздатки и переключением пониженной-повышенной передачи в ней. Потом приехали в 5-й корпус НТЦ, где вотчина Михаила, и он объяснил, как это устроено. Действительно очень просто! Но - молчок! Причем, свои придумки он сам определил, как партизанщину, т. е. делается все это без указок сверху, инициативно. Собственно, так и Ниву когда-то задумали - тоже без указок сверху. Может, это норма для Нивы?

О Михаиле Ледяеве обязательно нужно рассказать особо. На фото он в центре, в серой рубашке, а справа - в черной майке - водитель-испытатель Владислав:

Михаил Ледяев

Он зарегистрировался в форуме в 2009 году, когда шли модернизация Нивы и 21214 превратилась в 21214М - "эМку". Но появлялся в форуме редко, хотя мы с ним переписывались. В 2014 году именно он занялся внедрением наших предложений из первой версии Отчета - части тех самых 209-ти пунктов. Тогда мы были в постоянном контакте. При поездках в Тольятти я познакомился с ним лично - уже не по переписке, и узнал массу всего нового и интересного.

На сайте "Русский автомобиль" он был назван "человеком Шмелёва", и после увольнения вице-президента Шмелёва, когда модернизацию Нивы заморозили, тоже подавал заявление об уходе - но по каким-то причинам остался. И это просто здорово, что остался! Никто не сделал для Нивы так много, как Михаил!

Здесь нужно рассказать о самом заметном проявлении коррозии в Ниве: сварные швы крыши со стойками. Из-за деформации кузова при движении краска на сварных швах быстро трескается, из-за чего появляются "рыжики". В середине 80-х годов сварные швы Нив лудились и заливались оловом. Сейчас ВАЗ решил вновь попробовать эту операцию - и Михаил показал мне Ниву, где это сделано. Идеально гладкая поверхность - даже намека нет на сварные швы! Так и хочется эти места погладить! 

Там, в 5-м корпусе НТЦ, я встретил еще одного знакомого ВАЗовца - Евгения Егорова, никнейм Shade. Он электрик, в числе прочего разрабатывал безопасные стеклоочистители фар для Нивы. Процитирую фрагмент моего доклада по этому вопросу:

"А как нужны Ниве стеклоочистители фар! Закройте глаза и представьте, что вы не в кабинете или этом зале сидите, а едете по грязной-прегрязной грунтовке, например, на дачу. Дождь льет, не переставая, глубокая ночь, тьма… Вы проехали глубокую лужу - и ослепли! Грязь залила фары! И вот вам приходится, чертыхаясь, вылезать в эту грязь чуть ли не по колено, под этот проливной дождь, чтобы протереть фары - до следующей лужи… Представили? Прочувствовали?"

Евгений сказал, что место для моторредукторов очистителей фар теперь занято узлами кондиционера. Мы с Михаилом убеждали его, что нужно убрать оттуда узлы кондиционера и вернуть в Ниву это совершенно необходимое устройство - ведь раньше стеклоочистители фар были!

Пока я был с Михаилом, мои спутники посетили дизайн-центр - посмотрели, какой предполагается сделать Ниву-3. Опять воспользуюсь тем, что написал МИХ.

"Продолжение было в святая-святых - дизайн-студии Стива Маттина. Именно там мы увидели то, что оставило самые сильные впечатления от поездки: макеты новых Нив!

Нет, не так. НОВЫХ НИВ!!!

Это, я вам скажу, впечатляет! Машина совсем другая. Новая Нива скорее волк в овечьей шкуре. Современный кузов с комфортом кроссовера и с трансмиссией внедорожника. Трехдверка сохранила внешнюю легкость Нивы, а пятидверка уже выглядит посерьезнее... Могу сказать, мы были ими покорены. Я лично собирался менять свою Санта Фе в следующем году на что-нибудь типа Экстрейла, но теперь буду ждать 18 год и новую Ниву с 5-ю дверьми! Если ее проходимость будет на уровне нынешней Нивы (а собираются еще улучшить), то я буду счастлив такую иметь. Для лесов-полей и разных покатушек будет трехдверка и Нива 21214, а пятидверка - это все то же самое + полноценный семейный автомобиль.

Нива-3 планируется как машина, которая не спасует ни в лесу, ни на стоянке перед Советом Федерации России!

В обоих макетах Нива узнается. Стив делал это осознанно, стремился показать переемственность. Не знаю, читал ли он наш отчет по будущей Ниве, главу, посвященную кузову, или нет, но сделал все идеально! Это и соответствует нашим прошлогодним пожеланиям и превосходит их в разы.

Сравнение с классической Нивой такое, как если бы задачу нарисовать машину с заданными параметрами предложили пятикласснику и профессору художественного ВУЗа… Узнаваемость присутствует в обводах бамперов, решетке радиатора, углах наклона переднего и заднего стекла, в общих контурах и пропорциях нижних/верхних частей кузова. Контуры бокового остекления вроде и не такие, но, глядя на макет, и стоящую рядом Ниву, понимаешь, что на 100% это её следующая реинкарнация.

В трехдверной Ниве, как я писал, сохранилась легкость классической Нивы, а пятидверка - вообще шедевр. Я не могу описать словами то, что видят глаза. Если с чем-то сравнить из существующего, то в голову приходит Рендж Ровер, но более компактный, аккуратный и ладный. Представьте себе стоящие рядом: последний Рендж Ровер и Рендж-Дискавери. А теперь уменьшите Рендж до размеров Дискавери и придайте ему немного дискавериевской аккуратности, изящности и лаконичности. Потом представьте выштамповки в виде фирменного Х по бортам… Короче, писатель из меня такой же, как и художник…

"Поражены" - слишком слабое определение для наших эмоций… Стив - великий.

Правда у этого Великого в глазах было столько удивления и негодования, когда толпа каких-то гопников, только что восхищавшихся его творением, вдруг заявила, что они хотят накладки под арки колес, для того, чтобы их при желании можно было снять и поставить в получившиеся арки 32-хдюймовые катки… Но когда объяснили, что это суровая необходимость для тех, у кого дороги от райцентра до дома нет, а есть колея от лесовоза, он вроде бы оттаял и обещал подумать над этим.

Очень приятно было общаться с начальником управления дизайна Андреем Анатольевичем Захаровым. Андрей Антольевич сразу уловил суть вопроса, сразу прикинул количество дополнительных деталей для реализации этого, и, как мне кажется, даже успел в уме посчитать, сколько это добавит к стоимости машины:-) Я обещал выслать ему наши прошлогодние рекомендации по кузову, где есть обоснование этой просьбы от потребителей. Будем надеяться, что и накладки появятся, и красота кузовов от них не пострадает.

В общем, посещение дизайн-студии хоть и было одним из самых коротких, но, пожалуй, самым ярким. Еще раз напишу: СТИВ МАТТИН - ГЕНИЙ!!!" 

Я очень сожалею, что не пошел в дизайн-студию!

Перед продолжением совещания у меня был небольшой разговор с Наталией Воробьевой - директором проекта. Ее короткое интервью есть в ролике ВАЗ ТВ в конце второй минуты. Еще читая доклад, я дал ей понять, что накопившийся негатив во всей этой ситуации с замороженной модернизацией был связан в том числе и с ней - с ее отпиской по поводу "Сказки". И сейчас в этом разговоре тет-а-тет я ей прямо сказал, что знаю, кто автор отписки - сотрудник Пресс-центра Станислав Березий проболтался, кому послал "Сказку" на отзыв. Но, продолжал я, после первой фразы из письма Грюбеля все обиды остались в прошлом - все быльем поросло. Я думаю, что у нас сложится нормальное сотрудничество. Повторю эту фразу, которая все перевернула: "Мы сожалеем, что Вашему вопросу не уделялось должное внимание, и члены клуба Niva 4x4 не получили своевременного отклика на свои предложения".

Совещание состояло из двух частей. Первая - составление "Топ-10" наших предложений, о котором говорил г-н Грюбель. Это наиболее тревожащие владельцев проблемы, решения по которым откладывать больше нельзя. Все эти пункты взяты из подготовленного мною доклада. Получилось, правда, не 10, а 11. Одна тема была вынесена за рамки конструкции машины и касалась постпродажного информационного сопровождения машины. Вот этот список с небольшими комментариями:

1. Борьба с коррозией - самое важное наше пожелание. Сварные швы, пескоструй днища и арок.
2. Двигатель - пока неясно, какой будет: от Калины 21116 или новый 1,8 литра. Мы за 1,8, но заводчане оценили 70% шансов за то, что будет 116-й.
3. Узел подшипников ступицы - я о них писал в "Сказке".
4. Качество резины, имеются в виду шины. Зимой штатные сугубо летние шины К-156-1 смертельно опасны, а производитель - Кировский шинный завод - маркирует их как всесезонные, "M+S"...
5. Индикация кодов ошибок ЭБУ в комбинации приборов.
6. Общая модернизация электрики - в этот глобального характера пункт входит много подпунктов.
7. Новый отопитель+кондиционер.
8. ЕSP + подтормаживание буксующего колеса.
9. Сидения передние - есть новый поставщик новых сидений.
10. Борьба с вибрацией - то, что нам показывал Михаил Ледяев.
11. Информационное сопровождение - информирование об изменениях в конструкции Нивы на сайте завода и создание там же раздела интерактивной связи с владельцами для помощи в решении технических вопросов.

Опять воспользуюсь тем, что написал в форуме МИХ:

"Как я писал выше, модернизация делится на два вида: модернизация "по закону" и модернизация "по качеству". Требования нового тех. регламента по безопасности сейчас в приоритете. Годовую задержку с внедрением новых узлов г-н Грюбель объяснил падением авторынка в России (нет оснований в этом сомневаться). А в приватном разговоре был намек на существование "французского лобби", всеми силами пытающегося протолкнуть на место Нивы клон Дастера. Лобби сейчас нет, модернизация будет продолжена, но задержка составила почти год и вывела в не самый удачный момент для финансирования изменений.

Как бы то ни было, заводчане взяли паузу сроком в месяц, что бы все просчитать, обсудить и дать ответ по времени и возможности внедрения пунктов этого списка. Будем ждать. Не все так просто, как кажется с нашей стороны. Хоть есть готовые решения, но их внедрение - отдельная тема.

Взять, например, 116-й двигатель. Хоть он и идет потоком по конвейеру, но для его адаптации к Ниве сделать надо ой как много. Вот неполный перечень оригинальных деталей, что я увидел своими глазами и прикидываю своей головой: радиатор, поддон, термостат, фланец в то место, где стоял термостат на пузотерках, кронштейны двигателя, кронштейн модуля зажигания (он будет под свечой 3-го цилиндра), направляющая масляного щупа, продольная труба опоры запаски, проводка, естественно, шланги и патрубки… Я не уверен, что перечислил хотя бы 10% требуемых изменений, так что заводчан тоже надо понять…

В общем, ждем и надеемся, что все это появится, как можно скорее".

Вторая часть совещания заключалась в обсуждении Нивы-3. Был подготовлен слайд-фильм с вопросами к нам. Что мы смогли - ответили, но эти вопросы нужно будет повторить в форуме в виде опросов - с голосованием.

На ВАЗе в последнее время установлен довольно жесткий уровень секретности - вся исходящая информация должна согласовываться в соответствующих инстанциях. Мы потребовали, чтобы взаимодействие заводчан с нами было оперативным и не требующим этих согласований - такое решение должно быть принято на самом высоком уровне. Мы предложили несколько вариантов организации нашего сотрудничества, и заводчане выбрали вариант, названный нами "Давайте хранить секреты вместе". В форуме создан закрытый раздел специально для нашего взаимодействия. Необходимые опросы будут проводиться в открытом разделе форума.

В конце совещания пришел г-н Грюбель. И тут произошло нечто странное: главный инженер проекта Иван Блинов зачитал ему "Топ-10" выборочно, опустив половину пунктов. Пришлось вмешаться мне и перечислить пропущенные пункты.

Опять МИХ:

"Итог этого плодотворного совещания подвел г-н Грюбель. Он выразил большую удовлетворенность плодотворным сотрудничеством специалистов НТЦ ВАЗ и делегации форума, просил передать слова благодарности ВСЕМ ФОРУМЧАНАМ, участвовавшим в составлении отчетов, предложил проводить такие встречи ежегодно, а в конце ноября провести он-лайн конференцию по нашей теме с нашим участием. Итоги обсуждения ТОП-10, напомню – через месяц".

На этом совещание закончилось. Мы распрощались с заводчанами, и остались, как мне кажется, вполне довольными друг другом и результатами совещания.

До отъезда в аэропорт оставалось немного времени, и Константин Котляров отвез нас в Технический музей. Фото с балкона главного корпуса:

Технический музей

Увы, у экскурсоводов рабочий день уже закончился, поэтому мы просто побродили по территории этого интереснейшего музея. Но я побывал здесь в прошлом году и кое-что из рассказа экскурсовода помню. Некоторые экспонаты просто поражают воображение, например, подводная лодка длиной 80 метров и весом 2000 тонн, которую по воде везли из Кронштадта, а затем от Волги зимой по промерзшей земле несколькими тягачами тянули в музей - иногда всего по сотне метров в сутки:

Подводная лодка

А этот вертолет на каком-то авиашоу в США мог поднять любой американский вертолет с полным вооружением:

Вертолет

Надо сказать, что было ужасно жарко - температура выше 30 градусов, на небе ни облачка. Поэтому день оказался очень утомительным. К тому же - постоянный многочасовой мозговой штурм...

Но результаты обнадеживают: модернизация Нивы возобновилась! Ура!

И еще одно "но": до статьи "Сказка о Ниве стала явью" пока еще далеко...

Алексей Ермолов aka ALER
администратор клуба Нива 4х4.

Фото: Алексей aka NivaHot.